Досуг в КрымуСпорт и активный отдыхВелотуризм

Велотуризм

Дорожная сеть начала складываться в Крыму около 2,5 тысяч лет назад, что значительно отличает его от других регионов бывшего Советского Союза. Важной особенностью Крыма является также то, что он был провинцией самых разных империй, а также землей, на которой сформировалось немало государственных образований. Каждая эпоха создавала свою транспортную сеть, и каждая из них оставила нам заброшенные участки дорог в безлюдных, первозданно чистых, живописных местах, с обилием природных и исторических достопримечательностей.

В первые века нашей эры римляне проложили через горы первые дороги. А на протяжении всего Средневековья Горный Крым имел большую, чем даже сейчас, плотность населения и высокую товарность сельского хозяйства и ремесел. В те времена сложилась разветвленная сеть вьючных троп, многие из которых остались в стороне от современных шоссе. Теперь эти тропы представляют собой идеальные условия для горного велотуризма.

Отправляясь из Симферополя в Алушту, в течение 1 – 2 часов вы пересекаете несколько растительных поясов и из умеренной зоны попадаете в субтропики. Особо комфортные условия летом создают парковые аллеи в старинных имениях аристократии и горные дороги, над которыми кроны огромных деревьев смыкаются зеленым тоннелем.

Равнинный Крым и Южный берег из-за сложного рельефа и большой изрезанности береговой линии делятся еще на ряд регионов. Каждый из них по своему интересен для туризма на МТВ, исключая лишь центральную часть Крыма.

На северо-западе Крыма далеко в море выдается мыс Тарханкут. Известняковые увалы достигают высоты 179 м над уровнем моря. Они безлесны и покрыты жесткой короткой травой, прорезаны оврагами и балками. На протяжении многих километров здесь можно ехать, не встречая жилья и дорог.

На противоположном, восточном конце Крым, на сотню километров тянутся холмы Керченского полуострова. Они напоминают Тарханкут, так же безлесны, каждый новый подъем открывает новую причудливую линию горизонта. Примерно те же высоты (гора Опук – 184 м), такие же живописные скальные мысы, «карманные» пляжи, мелководные заливы и бухты с просторными песчаными пляжами.

Самым замечательным местом для катания является мыс Казантип, недавно объявленный заповедником. Это древний коралловый атолл поперечником в полтора десятка километров. Высшая точка достигает 106 м, центральная холмистая котловина отличается пологими уклонами, а к морю, с причудливыми нагромождениями скал и «карманными» пляжами ведут довольно крутые спуски.

Особенностью Керченского полуострова является обилие соляных озер, летом иногда полностью пересыхающих. Их берега иногда довольно высоки и обрывисты.

Наиболее интересен и разнообразен для горного вело-туризма Юго-западный Крым (между городами Симферополь – Бахчисарай – СевастопольЯлтаАлушта). Горы высотой до 1545 м, сложнейшие скалы и каньоны сочетаются с пологими холмами, прохладными долинами; разнообразные пляжи обрамляют каменные приморские хаосы.

Человечество освоило эти плодородные долины десятки тысяч лет назад. Города и гавани основали древние греки, а византийцы в Средние века создали 18 так называемых «пещерных» городов. Каждый из них, в особенности Мангуп, необыкновенно интересен для горного велосипеда, в том числе для самого сложного стиля катания – байк-климбинга (покорения скал).

Именно Горный Крым прорезают во всех направлениях знаменитые древние вьючные тропы. Они поражают своей пологостью, а главное – они очень часто пролегают среди тенистых дубовых, буковых и сосновых лесов, наполняющих воздух фитонцидами.

Самой величественной горой Крыма признан Чатыр-Даг (Шатер-гора). Велосипедный маршрут на его вершину от Ангарского перевала составляет 5 км с перепадом высот около 700 м.

Южный берег Крыма (Большая Ялта) – самый сложный район для велотуризма из-за больших перепадов высот, ограниченных пределов видимости на горных серпантинах и высокой плотности жилья и курортов.

Лишь просторные южнобережные парки можно рекомендовать для коротких прогулок, а также вьючные тропы, которые здесь со времен императорских и велико-княжеских имений благоустроены, обсажены экзотическими деревьями и открывают незабываемые пейзажи.

Над Южнобрежьем вздымаются так называемые Яйлы – холмистые плоскогорья, почти безлесные, с высоким луговым разнотравьем. В отличие от Тарханкута и Керченского полуострова по этой траве ехать непросто, но сеть троп, грунтовых дорог и даже шоссе достаточно развита.

Наиболее известна и интересна яйла Ай-Петри. От поселка Мисхор на плато проложена канатная дорога, что очень удобно для любителей дан-хилла (скоростного спуска).

Юго-восточный берег Крыма (Большая Алушта и Судакский район) – здесь горы уже не так плотно подступают к берегу, а обширные долины у моря соединяются пляжной полосой. Так что от санатория «Утес» (запад Большой Алушты) и до самого Судака можно проехать по берегу, иногда по бетону набережных, иногда по дикому пляжу.

По долинам горных речек можно подниматься вверх, например к знаменитой Долине Привидений или к водопаду Джур-Джур. Яйла Караби, которая возвышается над этим берегом, самое безлюдное место в Крыму – на площади около 100 км² есть лишь пост горных спасателей. Здесь более сотни больших карстовых полостей: пещер, колодцев, шахт; все усеяно карстовыми воронками. Если бы не заросли деревьев в них и не сочные травы, пейзаж напоминал бы Луну. Хотя здесь не так жарко из-за постоянных ветров, они же делают погоду неустойчивой, непредсказуемой и нередко – опасной.

Если вы хотите получать от горного велотуризма не столько нагрузку, сколько удовольствие, рекомендуем путешествовать группами по 2 – 5 человек и в гору подниматься на микроавтобусе. Позаботьтесь и о связи, достаточно пары мобильных телефонов.