Республика КрымИсторияЭтнография Крыма

Этнография Крыма

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н. э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские. Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода киевского князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Живут в Крыму караимы небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней можно познакомиться в «пещерном городе» Чуфут-Кале (что значит «иудейская крепость»; караимизм одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Караимские пирожки, которые можно попробовать где-нибудь на улице или привокзальной площади, одно из национальных блюд. Правда, гарантии, что оно сделано, как следует, дать нельзя уж очень мало караимов осталось на свете: чуть больше трех тысяч, в том числе по Крыму около тысячи, а поваров из них вообще единицы. Кроме нашего края, караимы живут в Литве (это потомки личной гвардии литовских великих князей), а также на западе Украины.

К историческим народам Крыма относятся и крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации. Сейчас на полуострове их насчитывается около 600 человек.

Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Иудейские купцы появились в Крыму еще в I в. н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Сейчас в Крыму, в основном в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 17 тыс. евреев. Это пятая по численности этническая группа крымчан, уступающая русским (их около 1,5 млн.), украинцам (0,5 млн.), белорусам и крымским татарам.

Численность крымских татар постоянно растет за счет возвращения из мест принудительного поселения. Со времени полного установления Советской власти (1921 г.) и до июня 1945 в Крыму действовали школы с немецким, греческим, крымскотатарским, армянским, русским и украинским языками обучения. Русский и крымскотатарский языки преподавались во всех школах. Около четверти населения составляли татары, затем следовали евреи (7%), немцы (6%), греки (3%), болгары, армяне, поляки, караимы, эстонцы и другие.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 4 место по этническому составу населения. Украина имела тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства. Чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-е гг. нашего столетия.

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII в. Переселенцы из Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX вв. Сегодня белорусы живут в селе Широком Симферопольского района и в селе Марьяновка Красногвардейского района. В Широком работает народный этнографической музей, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными Дни культуры Республики Беларусь, в которых участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались в основном сельским хозяйством. Представители интеллигенции немецкого происхождения: Ф. К. Мильгаузен, Н. А. Арендт, П. С. Паллас, П. И. Кеппен, А. Я. Фабр и другие оставили заметный след в культурной жизни нашего края, эти имена вы часто встретите в краеведческой литературе. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования этих людей. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства: немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тыс. человек. Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове,в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, также покинувшими родину под натиском турков, основное население Юго-Западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в основном в Приазовье. В 1771 г. 31 тыс. христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из Крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией и самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения Крыма к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И. К. Айвазовский, а так же композитор А. А. Спендиаров крымские армяне.

Там же, в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи, еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья общины крымских «женовезцев» (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и основали крепость в Судаке, построили башни в Феодосии. Эти руины также можно осмотреть все это романтично, живописно, а главное подлинно.

В начале XX в., по свидетельству профессора И. И. Пузанова, крымские итальянцы еще сохраняли тесные связи с метрополией, посылая туда детей для завершения католического, мореходного или торгового образования. Они имели свои культовые храмы и не забывали родного языка, следы которого еще сохранялись в словечках керченских рыбаков. Их жизнь была тесно связана с морем, как и полтысячи лет назад. К сожалению, сейчас от этих своеобразных общин ничего не осталось, их разметали по свету революции и войны, а потомки тех, кто остался, давно ассимилировались с другими народами.

Много неповторимого и своеобразного ушло из Крыма, сделав его скучнее для туристов, но все же на наших базарах вас еще может удивить незнакомая речь или непривычная внешность продавца. Это могут быть корейцы хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 25 лет, но наша земля отзывается на их труд богатыми дарами. Все больше на рынках плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, половцев-кыпчаков и других). Главным механизмом образования нации было принятие мусульманства и переход к оседлому образу жизни, появление национального самосознания, формирование культуры и традиций. Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар. Ведь по «возрасту» этот народ ровесник многим другим молодым нациям, которые также складывались с XII - XVI вв. на развалинах Золотой Орды: великороссам, украинцам, узбекам, волжским татарам, башкирам и другим, имеющим наследие Орды и в генетическом фонде, и в языке, и в культуре.

Крымскотатарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, в которую входят также языки ногайцев Северного Кавказа, татар Поволжья и Сибири, башкир, казахов; однако южнобережные татары говорят на диалекте огузской подгруппы, к которой принадлежат также турецкий, азербайджанский, гагаузский языки. Эти различия между отдельными элементами нации связаны со сложным и растянутым по времени процессом ее формирования.

Кыпчаки, или половцы, один из народов-прародителей степных татар, в настоящее время активно изучается историками. Высказывается мнение, что до прихода монголов половцы были христианами-несторианами и имели тесные родственные и торговые связи с Древней Русью, прежде всего с Черниговским княжеством. Князь Игорь, например, главный герой знаменитого «Слова», имел весьма характерную родословную: и мать, и бабушка его по отцовской линии были половчанками, как и многие жены русских князей того времени. А это значит, что половецкие набеги были лишь частью родственных междоусобиц большой и неспокойной семьи древнерусских князей, не имевших четкого наследственного права.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например А. А. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымскотатарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

Крымские цыгане, называвшие себя «урмачель», многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими. Не вполне оседлая группа цыган аювджилар (медвежатники) занимались гаданием, дрессировкой медведей и мелкой торговлей.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них.

Тем не менее на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как место компактного проживания цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания «будет ли землетрясение?» и «кого полюбишь на курорте?», мелкой торговли, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов. Они всегда верны дружбе, надежны в деловых отношениях, у них, как правило, много детей. Их «сервис» по предсказанию будущего выглядит совсем безобидно, хотя уникальных экстрасенсов среди них пока не обнаруживается. Каких-либо экзотических шоу-программ для туристов или рекреационных таборов местные цыгане пока не организовывают.

Крымчане очень различаются по происхождению, но что-то главное все же делает нас единым целым: мы работаем вместе, живем рядом друг с другом. И поэтому наши национальные особенности в основном проявляются в семье. А основную часть своей жизни мы все же разговариваем по-русски (кто-то лучше, кто-то хуже, но это не важно) и ценим друг друга не за национальную принадлежность, а за умение работать и уважать другого.

Крымчане всегда славились своим трудолюбием, хотя шальные деньги курортного бума последних лет, конечно, не могли не испортить нашу репутацию.

 

Источники: Крым: Что? Где? Когда?: Путеводитель-справочник «Летний отдых в Крыму» И. Русанов.

Ю. Н. Лаптев, О. В. Савинова. Этнографический туризм в Крыму: состояние и перспективы развития.