ДостопримечательностиПриродаГоры и ущелья

Весна на Кара-Даге

Март на Кара-Даге - ещу не настоящая весна, а предвесенье. «Обнадейчива весна, да обманчива», – говорили раньше. Температура скачет от – 2 до + 18С°, временами срывается снежок – «гость небесный», текут мутные водопадики, а в оврагах держатся местами посеревшие пласты снега, и все-таки в марте все и всё живут по солнцу. А его уже много, и оно уже не только светит, но и греет.

Согласно старой пословице, «в марте на Русь сорок пичуг пробирается». И верно - летят, невзирая на погоду, и днем, и ночью. Спариваются сразу же после выхода из состояния покоя зеленые жабы, проснулись озерные лягушки, крымские и скальные ящерицы. В конце месяца появляются уж обыкновенный, желтобрюхий полоз, ежи. Белки обзаводятся первыми бельчатами, котится лиса, барсучиха, куница, начинают пороситься дикие свиньи. В этом же месяце звери линяют.

Птицы ухаживают, токуют, строят или ремонтируют гнезда, а черный дрозд и ворон уже сидят на яйцах. В двадцатых числах марта первые яйца откладывает самка хохлатого баклана. Гнездостроительством занимаются воробьи, синицы, серые куропатки, чайки, сороки. Птичьего щебета, крика и посвиста заметно прибавилось. Стараются пернатые женихи перещеголять друг друга. Иначе нельзя. Не понравится «серенада любви» самочке – в бобылях насидишься. Птичье население в марте быстро растет. Прилетают средиземноморская чайка, сова-сплюшка, белая трясогузка, жаворонок, каменка, ласточки, а на пролете кого только нет: и певчие дрозды, и горихвостки, и пеночки, и славки, и мухоловки… Скворцы в начале месяца летают в поселке стаями, а к концу его приступают кое-где к ремонту гнезд. Строят гнезда и большие синицы. Домовой сыч и неясыть тоже настраиваются на продолжение рода. Неясыть заухала в лесу еще в феврале, а у домового сыча первый, призывающий самку, крик в марте. Кеклики в преддверии семейной жизни начинают вести себя скрытно, осторожно и встречаются парами, а большой пёстрый дятел все еще отбивает в лесу свадебную дробь. Угомонится только в апреле, когда самка на яйца сядет.

В мартовском небе новоселы – вестники хорошей погоды – белые кучевые облака. Деревья давно уже вышли из состояния покоя, и некоторые на стыке марта - апреля зацветают (граб обыкновенный, ясень высокий). 9 марта, согласно народной примете, «дерева отпущаются» – у них начинается сокодвижение, наливаются животворной силой стволы. Почки в это время лохматятся, раздвигаются покровные чешуи, и оттуда выглядывают острые зеленые листочки. А еще в марте розовеют, краснеют молодые побеги лип, персиков, дубов. А. А. Фет писал об этом: «Еще лишь в полдень солнце греет, краснеет липа в высоте». Этот весенний «загар» имеет определенный физиологический смысл. Не для красоты розовеют, а для лучшего улавливания тепловой энергии солнца в то время, когда еще холодно. Другими словами, греются.

Знаменательно в марте 22-е число. День-поворотень, день весеннего равноденствия: 12 часов свет, 12 часов тьма. После этого день на вырост пойдет, и, радуясь этому, зацветут многочисленные на Кара-Даге гусиные луки и вероники. В лесах среди кустарников целыми куртинами голубеют пролески двулистные. На сухих каменных склонах и глинистых откосах цветет одуванчик красносемянный, и среди желтых пушистых шапочек красуется кистью фиолетовых цветков гадючий лук. В лиственных лесах зацветают редкий в заповеднике первоцвет обыкновенный и хохлатка Маршалла. У хохлатки венчик цветков похож на желтые старинные башмачки со шпорцами. Цветут в марте веснянки, люцерны, чистяки, малютки-клевера, и над всей этой свежей душистой благодатью порхают в прохладном еще воздухе совки, пяденицы, листовертки, редкие перламутровики и нарядные, с красными лампасами на крыльях, адмиралы. В конце первого месяца весны пик лёта у многочисленной на Кара-Даге бабочки ортозия круда и впервые в году можно увидеть бражника-языкана.

В апреле приходит уже настоящая весна. Причем у крымской весны подарков и милостей в апреле побольше, чем у среднерусской. Одних цветущих деревьев на Кара-Даге около 15 видов – вязы, кизил, груша, черешня… Кроны у них еще безлистные, но почки уже на старте, проклюнулись. На Береговом хребте зеленеют по тенистым влажным местам изумрудные подушки мхов, а под солнечным ветерком шепчется, шевелится, растет разнообразное первотравье. Некоторые только листом обзаводятся, а многие уже и цветами разбогатели, причем стоит отметить, что в мае цветы просто цветут, а в апреле они распускаются. В лесах, среди кустарников и на полянах распускаются фиалки и три вида ятрышников – пурпуровый, обезьяний и трехзубчатый. Цветки у всех этих орхидей окрашены по-разному, но самый красивый, пожалуй, первый. Венчик у него розовый с темно-пурпуровыми пятнышками, а самый нижний лепесток (губа) чуть светлее и тоже затейливо крапчатый.

Каменистые и щебнистые ссыпи у подножия хребта Карагач украшает густоопушенный с кистевидными соцветиями пажитник Фишера, а у степных участков своя гордость – пион узколистный – редкий, охраняемый, занесенный в «Красную книгу» вид. В тенистых грабовых лесах распускаются фиолетовые и розовые цветки зубянки пятилистной и светлолиловые трубчатые венчики барвинка травянистого, а среди кустарников щеголяют высоким, снаружи пурпурным покрывалом цветки аронника удлиненного. Растение ядовито, но, несмотря на это, – любимое лакомство кабанов, за что зовут его иногда «свиной лилией».

Главное украшение сухих каменистых склонов в апреле – богатый видами род бурачков. Их круглые, прижатые к земле куртинки покрывают склоны ярко-желтыми солнечными «веснушками». И еще одно очарование весны – похожие на пушистых зверушек, густо-фиолетовые цветки прострелов (самсончиков) и желтые, как бы до края налитые солнцем бокальчики тюльпана Шренка (занесен в «Красную книгу»).

В апреле покидают зимние убежища леопардовый полоз и водяной уж, квакают призывно и мечут икру в воде золотистоглазые квакши, продолжают просыпаться запоздавшие змеи и ящерицы. В конце месяца появляются у ежих мягонькие ежата, у барсучат режутся зубки, открывают впервые глаза лисята и куничата. Зайцы по второму разу детьми обзавелись, а известная засоня курганчиковая мышь только-только просыпается.

Апрель – месяц появления многих насекомых, занесенных в разного ранга «Красные книги». В их числе - бабочки носатка листовидная, парусники махаон и подалирий, красивейший, с блестящими синевато-зелеными надкрыльями, жук-жужелица крымская. В этом же месяце вылетают крошечные черные бабочки мешочницы и симпатичные с пушистыми грудками и головами толстоголовки.

В мае на Кара-Даге обилие цветов, щедрость солнца, тепла и птичьего пения. Чтобы перечислить все цветущие растения этого месяца, не хватит страницы, поэтому упомянем только некоторые. В мае цветут все рябины, 9 видов боярышника, дикая фисташка, мушмула германская, сосны, дубы, можжевельники, клены, держидерево, барбарис, а на стыке мая – июня к ним подключаются многочисленные в заповеднике шиповники.

Травянистые тоже цветут компаниями: сразу 15 видов вик, 6 – ковылей, 7 – чин, 5 – вероник, 7 – орхидей и 15 видов астрагалов. У последних красивы и цветки, и плоды. На степных участках и сухих открытых склонах у встречающегося только на Кара-Даге астрагала подобного соцветия розовые, а плоды крупные, бело-мохнатые. У астрагала сверхуволосистого плоды, как детская погремушка, - голые, собранные в кисти и ярко-румяные. В тенистых лесах в мае засилье лютика константинопольского, желтые цветки которого похожи на лакированные блестящие мисочки, каждая из которых состоит из пяти лепестков с медовой ямкой при основании. Горные склоны в мае очень украшают голубовато-фиолетовые подушки цветущей вики тонколистной, здесь же подернута нежно-розовым флером скумпия, а еще на щебнистых склонах распускается очень красивое растение фелипея красная, паразитирующее на васильках. На степных участках цветет вайда красильная, или синюха.

Лихорадочно поднимаются в мае травы, и люди раньше говорили: «В мае оглобля за ночь травой обрастает». Все потому, наверное, что вода грозовых дождей, согласно народному поверью, дает здоровье и долгую жизнь. Полуметровое разнотравье в конце весны на Кара-Даге не редкость. А еще в мае у деревьев «одетая весна» начинается. Деревья мало того, что дружно цветут, но листом покрываются.

Максимум гнездящихся птиц – именно в мае, и максимум орущих на все лады желторотых детенышей - на стыке мая – июня. Кормят слетков воробьи, синицы, куропатки, скворцы, хохлатые жаворонки-посметюхи, обыкновенные горихвостки. Сидят на яйцах соловей, удод, домовой сыч, чайка-хохотунья, городская ласточка-воронок. По второму разу затевается с насиживанием черный дрозд. Приступают к гнездостроительству и откладке яиц иволги и те из птиц, что припозднились с прилетом.

У зверей в мае тоже хлопот не оберешься. Ежиха разгуливает не одна, а с выводком еще не шибко колючих чад. Появились детеныши у летучих мышей. У белок и зайцев дети завелись по второму разу. У подрастающих диких поросят начинают исчезать камуфляжные симпатичные полоски, а у лис выходят из нор пока еще тощехвостые лисята.

Сильно возрастает в мае числом видов и особей насекомье население Кара-Дага. Объедает молодую листву винограда пестрый бескрылый кузнечик. Приступают к созданию «семейных пар» клопы-солдатики. На цветах копошится слабохитинизированная хищница-малашка двупятнистая, отродились для новой жизни редкие на Кара-Даге темно-коричневые рогоносцы - жуки-олени, кормятся на люцерне усачи люцерновые, и уже в полную силу трудятся пчелы и лохматенькие, перепоясанные по животам симпатяги-шмели. Мельтешат в воздухе разные виды бабочек: желтушка шафранная, шашечница-цинксия, голубянки-икар, перламутровка и еще много других чешуекрылых красавиц.

 

Источник: Кара-Даг. Времена года. Згуровская Л.