Республика КрымО полуостровеЭкология

Крымская степь – божественный дар

…Шестнадцать веков со времени исхода греческих колонистов, основавших Боспорское царство, ветры с Танаиса утюжили киммерийскую степь. А потом плуг вспорол плодороднейшие грунты, и, освобожденные им от пут дернины, они взвились в воздух, чтобы бесславно успокоиться на дне морском или пылью осесть на крышах переселенцев. Фракции покрупнее вымывались дождями и превращались в тривиальные илистые отложения. Все это вело к бесплодию почвы и к импорту продуктов питания в регион, который когда-то кормил Восточное Средиземноморье и обеспечивал процветание и могущество тысячелетнего царства. Попытка ирригацией поправить положение сельского хозяйства привела к необратимым процессам засоления некогда плодородных почв.

По официальным данным, керченская степь освоена на 60%. Однако статистика опирается только на зарегистрированную информацию, пренебрегая тем вопиющим фактом, что половина плужной техники работает в тени на «того парня», который отчеты не подает и налогов не платит. В действительности на Керченском полуострове распахано все, что можно было распахать, даже крутые склоны. А ведь настоящая степь – не просто физико-географическая территория, это колыбель человечества.

По мнению большинства палеоантропологов, именно в зоне лесостепи и степи прачеловек сформировался в отдельный род людей, расселившихся с территории северо-восточной африканской саванны по всей территории Старого Света, мигрируя вдоль морского побережья и вдоль рек. Именно поэтому мы все бессознательно тянемся на отдых, как птицы на север, на побережье.

Одно из таких неповторимых мест находится в Керченском Приазовье. Оно сохранилось до сих пор в почти первозданном виде благодаря существованию Багеровского военного полигона. Режим полигона был закрытым. Здесь некому было вытаптывать, выжигать или засорять степь. Подготовка к закрытию военного аэродрома и полигона велась одновременно с принятием мер по сохранению природного урочища. В 1988 г. Крымский облсовет принял решение о создании на территории Багеровского полигона Караларского ландшафтного заказника площадью 5900 га. Через 9 лет учеными Украины и Крыма были подготовлены материалы с обоснованием необходимости создания на его месте заповедника. Однако Президентом страны не был подписан подготовленный в 1998 г. указ. Напротив, по его распоряжению в 2001 г. на территории заказника началось строительство газопровода.

Однажды нарушенный травостой способен восстановиться во всем своем видовом многообразии лишь через 80 – 100 лет. И не один лишь плуг угрожает гибелью степным травам. Разрушить хрупкое равновесие в степи способны и пожары, и бесконтрольный выпас скота, и хищническое сенокошение, и вытаптывание, и занесение несвойственных для степных биоценозов растений, способных нарушить гармонию сосуществования многих видов.

Историческая миссия ныне живущих поколений состоит в том, чтобы сделать все возможное для сбережения эталонных участков природных зон с целью восстановления сложившегося в последнюю геологическую эпоху биологически целесообразного равновесия. Украина является участником всех международных соглашений о сохранении видового и ландшафтного многообразия Азово-Черноморского региона. Живая природа не ведает государственных границ, и, чтобы сохранить наиболее важные и перспективные в природоохранном смысле территории, предпринимаются отчаянные усилия со стороны субъектов международного права. В связи с этим обнадеживает обоюдное намерение Украины и России о создании Керченско-Таманского заповедника «Киммерида». И от того, насколько чисты мы в своих помыслах и честны в поступках, зависит судьба уникальной природы края, которой мы все пользуемся, как божественным даром.

 

Источник: В. Белоус, «Боспор», N 35, 2003 г.