ДостопримечательностиАрхеологияСтоянки древних людей

Фронтовое (II слой)

II слой Фронтового I представлен примерно 3 тыс. находок. Только около 20% кремневых изделий покрыто патиной. Это в 4,5 раза меньше, чем в предыдущем слое стоянки. Среди нуклеусов плоские составляют уже около 40%, что во много раз превышает их удельный вес в IV слое и указывает на близость к неолитическому времени. Резко возрастает количество отщепов и орудий, изготовленных из них, что характерно для конца мезолита.

По сравнению с предыдущим, тарденуазским слоем, заметны существенные изменения в технике обработки геометрических микролитов. Так, уплощающая ретушь наблюдается уже почти на ⅓ изделий. Много уже трапеций с уплощающей ретушью, которые являются прообразом трапеций со струганой спинкой, типичных для крымского неолита. Среди сегментов более ¼ составляют экземпляры с дугой, обработанной уплощающей ретушью, датируемые неолитом. Вместе с тем основная масса орудий остается еще такой же, как и в мезолите. Изменяются лишь некоторые процентные соотношения и степень совершенства заготовок. Керамики не зафиксировано, но учитывая специфические особенности крымских степей, можно предположить, что она не сохранилась. Среди фаунистических остатков с признаками одомашнивания налицо кости быка и отдельные кости козы или овцы.

Наиболее близким этому комплексу является верхний тарденуазский (или ранненеолитический) слой Алимовского навеса. Различия этих комплексов состоят в различном проценте геометрических микролитов (во Фронтовом I их процент ниже). Основные же группы орудий, а главное – соотношение типов ретуши геометрических микролитов – совпадают. Таким образом, есть основания датировать II слой Фронтового I переходным временем от мезолита к неолиту.

I слой стоянки Фронтовое I представлен более чем 10 тыс. находок. Многие изделия близки мезолитическим. Эпохой неолита датируют слой трапеции со струганой спинкой и сегменты с дугой, обработанной уплощающей ретушью. Такие трапеции составляют 11,9% всех трапеций, а сегменты – более 40%.

В слое меняются соотношения кремневых изделий, типы которых зачастую те же, что и в IV – II слоях. Возрастает процент скребков, уменьшается количество пластинок с выемками и других изделий. Наряду с уменьшением процента отщепов и отходов производства, резко уменьшается количество пластинок.

В этом слое выявлено наибольшее для Крыма количество неолитической керамики. Керамика разделена на два основных типа по двум взаимно связанным признакам – составу теста и орнаментике, а также до некоторой меры и по форме сосудов, которые определены в основном по аналогиям на других территориях.

Первый тип керамики, к которому отнесено около 380 обломков, характерен небольшими углублениями (или ямками-пустотами) от выгоревших растительных примесей, по мнению большинства специалистов, знакомых с аналогичными образцами, или разрушившихся обломков толченой ракушки, по мнению Д. Я. Телегина. Этот тип можно в свою очередь подразделить на два подтипа.

К первому подтипу (около 330 фрагментов) принадлежат небольшие, но плотные по консистенции фрагменты. Обжиг их среднего качества, о чем свидетельствует более светлая лицевая часть по сравнению с тыльной. Поверхность фрагментов коричневого цвета.

Подавляющее большинство обломков имеет с обеих сторон хорошо выраженные углубления от выгоревших растительных остатков. Кроме этих углублений от примесей в тесте заметно небольшое количество толченой ракушки. Фрагменты достаточно легкие, что обычно для керамики с выгоревшими растительными примесями, но несколько тяжелее, чем образцы с некоторых кавказских памятников, например с хутора Веселого. Венчики сосудов почти прямые, лишь с незначительным отгибом наружу. Большинство днищ – округлые. В коллекции имеется несколько фрагментов керамики, которые следует рассматривать как обломки плоских днищ, однако с известной долей условности, поскольку ярко выраженных соединительных частей между донными подразделениями и стенками не обнаружено. Ориентировочный диаметр сосудов первого подтипа из Фронтового I – около 23 – 28 см, высота – 20 – 25 см.

Второй подтип представлен около 50 обломками. Они более плотные, чем фрагменты керамики первого подтипа. Обжиг хороший, о чем свидетельствует однообразный темно-коричневый цвет фрагментов, который одинаков как в изломе, так и на лицевой и внутренней частях обломков. Этот подтип имеет менее выраженные углубления от выгоревших растительных примесей. Кроме того, в отличие от керамики первого подтипа в тесте прослежены незначительные примеси мелкого кварцевого песка и шамота. Венчики сосудов прямые с незначительным сгибом внутрь изделия. Днища сосудов плоские. Ориентировочный диаметр сосуда по венчику – 18 – 20 см, диаметр донной части – 10 – 12 см, высота – 13 – 15 см . На крупном фрагменте сосуда этого подтипа, являющегося обломком венчика и стенки, отмечен примитивный орнамент. Он состоит из расположенных на уровне от 0,6 до 2,8 см верха сосуда пяти горизонтально прочерченных борозд, расположенных почти параллельно. Углублены они не более чем на 1 – 2 мм. На уровне 2,5 и 3 см от верха сосуда прослежено два овальных вдавления.

Второй тип керамики представлен 22 обломками. Это наиболее плотные и тяжелые фрагменты из всех перечисленных образцов. Обжиг керамики хороший. Тесто обломков имеет хорошо выраженные крупные примеси толченой ракушки, а ряд фрагментов – значительные примеси кварцевого песка. Венчики сосудов керамики незначительно отогнуты наружу. В 0,8 – 0,9 см от самого края на наружной поверхности имеется наплыв или утолщение венчика на 0,2 – 0,3 см. Днища сосудов, судя по аналогиям, по-видимому, были плоские. Об этом же свидетельствуют и находки совершенно плоских обломков, которые могли быть фрагментами днищ. Не исключено и острое дно. Ориентировочный диаметр сосуда по венчику – 17 – 19 см. Вся наружная поверхность сосудов скорее всего была покрыта ямочно-гребенчатым орнаментом. По верхней части венчика нанесены почти вертикальные оттиски штампа, состоящего из 4 – 5 зубцов. По нижней части наплыва эти оттиски расположены под углом около 75°. В средней части сосуда наблюдается чередование косо направленных гребенчатых оттисков с параллельными их рядами. Один из фрагментов со значительными примесями кварцевого песка орнаментирован вертикальными гребенчатыми оттисками, состоящими из 4 – 5 зубцов. Эти оттиски ограничены двумя горизонтальными параллельными ямочными наколами, расположенными на расстоянии 1 см друг от друга. В придонной части отмечены только вертикальные оттиски из 4 – 5 зубцов, расположенных елочкой.

В целом фрагменты керамики не дают оснований выделить какие-либо строго определенные формы сосудов. Несмотря на это, характер теста керамики первого типа и выразительность орнамента на сосудах второго типа позволяют сопоставлять их с поздними в пределах неолита образцами из горного Крыма, юга материковой Украины и Северного Кавказа.

Датировка всего комплекса находок из I слоя представляет определенную сложность в связи с тем, что в нем прослежены элементы многочисленных культурных влияний. Количество и основные формы кремневых орудий, обнаруженных здесь и в верхних слоях Фатьма-Коба и Шан-Коба, достаточно близки. Исключение составляют лишь, пожалуй, вкладыши кукрекского типа, которых больше во Фронтовом I, а также треугольники, которых больше в Шан-Коба и Фатьма-Коба.

Различна на этих памятниках и керамика. Это может свидетельствовать о том, что развитые неолитические комплексы Крыма уже испытывали многосторонние влияния, однако, видимо, сумели сохранить свой местный кремневый инвентарь, генетические корни которого находятся уже в ранних поселениях. Возможны и кавказские связи, о чем свидетельствует скребок из обсидиана. В целом I слой соответствует понятию лесостепного неолита охотничье-собирательского типа. Появление одомашненных видов скота свидетельствует о зарождении воспроизводящего хозяйства.

 

Источники: Мезолит и неолит восточного Крыма. Мацкевой Л. Г.

Продолжение о стоянке Фронтовое I; начало в статье Фронтовое I (слои IV и III)