Республика КрымИсторияИстория Крыма

Крымская буря 1820 года

В Центральном государственном архиве ВМФ России в Санкт-Петербурге хранится дело «Об исправлении повреждений в Севастополе, причиненных бурей 27 августа 1820 г.». В составе этого дела находится служебная записка Севастопольского флотского начальника контр-адмирала Ф. Т. Быченского от 1 декабря 1820 г. «Краткое описание действия, произведенного в Севастополе громовыми ударами», подготовленная для Главного командира Черноморского флота.

Материалы хранящегося в ЦГА ВМФ России дела помогли в свое время полнее воссоздать историю задуманного в Крыму стихотворения А. С. Пушкина «Буря».

Краеведам Крыма интересно будет познакомиться с текстом записки Ф. Т. Быченского, которая сообщает интересные подробности чрезвычайно редкого для Крыма явления.

«27-го августа поутру дули ветры, то восточный, то юго-восточный… В воздухе теплота была ощутительная. В 9-м часу до полудня на северо-западной стороне в горизонте моря видны были дождевые тучи, сверкающая молния и слышны были глухие громовые раскаты… В половине 4-го часа при жестком ветре от юга вдруг весь горизонт помрачился, пошел проливной дождь с градом, довольно крупным, сопровождаемый сильными громовыми ударами и молниею. В половине 5-го часа ветер продолжался во всей силе, и при сильных густых черных тучах, обращающихся, движущихся в различные и даже противные стороны, увеличились дождь, гром и молния. С тем вместе явился и тифон, или водяной столб, от юго-запада, при собственном своем ветре или вихре. Сие страшное явление стремлением своим противодействовало всем ветрам, которые были в ужасном волнении без всякого определения. Словом, все ужасало не токмо людей, но и самую природу. В 8 минут более 70 самых сильных ударов громовых прогремело над Севастополем, и из них действительных и замеченных по несчастному действию их на город в разных местах было 16. Молния, беспрерывно сверкая, освещала и самый день. В то же время тифон, сей страшный феномен, приводил всех в трепет. Он собственно собою производил шум острый, похожий на отголосок стуку металлического с визгом. Сей шум, соединясь с треском пагубного его действия над строением, с которого срывал черепицу, камни, лес и все, что встречалось, принимая к себе и вознося на воздух, производил страшный вид и слух».

Тифон, время прохождения которого через город составило всего 8 мин., разрушился вследствие удара о каменную, высокую гору между сахарным заводом и Графской пристанью.

В записке дано подробное описание разрушительных последствий смерча: «Опустившись в балку, захватил … сухопутный артиллерийский погреб, сорвал черепичную крышу, карнизные большие камни, повалил с часовым будку, которая отнесена на довольное расстояние с легким вредом часовому. Проходя балку, вдруг уклонился к северо-востоку, уповательно по действию в балке противного ему сильного ветра. В таком направлении дошел он до толкучего рынка и к шлагбауму; срывал, ломал лавки, разметал торговщиков и их товары; сорвал городскую будку с места и разбил на части; вырвал толстый столб и укрепленный к нему шлагбаум; опрокинул будку с часовым и, следуя далее по улице и по тому же направлению через кордегардию, партикулярные дома и казенные служительские казармы, срывал крыши железные и черепичные. Потом, взяв направление к стороне восточной, спустился вниз с крутой горы в Южную бухту, подхватил стоящий на берегу катер 14-весельный и перенес оный на 30 сажен; на воде сей бухты захватил у самого берега тот же катер и, вероятно, только окружающим его воздухом сорвал с людей шапки, с катера весла и все припасы, неся оный по произволу ветров. Люди, бывшие на нем, от страха и отчаяния не чувствовали, что с ними делалось, но по миновании ветра нашлись на дальнем расстоянии от своего места и посреди бухты, однако ж без вреда…»

Далее сообщается, что тифон всасывал морскую воду на высоту до 10 м и выгонял ее на берег до 20 м. Он разрушал стены домов толщиной в 1 аршин 4 вершка (1,3 м), уносил балки и стропила на расстояние более 400 м. С корнем было вырвано около 50 молодых дубов, а у некоторых закручены ветви. В Ушаковской балке была разбросана каменная стена на протяжении более 50 м. Молнией было убито 6 человек и ранено 27.Черепицы было перебито на 10 тыс. рублей, стекла – на 5 тыс. руб., листового железа – на 8 тыс. Общий ущерб городу составил почти 50 тыс. рублей. К счастью, смерч миновал центр города и рейдовую бухту, где стояла вернувшаяся после летнего плавания эскадра.

О силе обрушившейся на Севастополь бури говорит тот факт, что сутки спустя, с 28 на 29 августа, она, перевалив через Крым и Азовское море, обрушилась на Таганрог. В городе срывало крыши с домов, выбивало стекла и рамы. Три частных судна в порту затонуло, одно было унесено в открытое море.

 

Источник: «Крымский архив»