Досуг в КрымуСпорт и активный отдыхДайвинг

Кусто не был в Крыму, а жаль...

К подводным пещерам и затонувшим кораблям Южного побережья

Конец октября в Крыму – время не очень-то подходящее для купания. С гор сползают серые языки тумана. Дует прохладный восточный ветер, волнуя свинцовую поверхность моря. Моросит мелкий дождь.

Мы входим в воду боком, чтобы не быть сбитыми прибоем. С 25 кг оборудования на себе и в ластах я являю собой зрелище прискорбное. Под неплотно прилегающую «кожу» гидрокостюма проникает вода, заставляя леденеть от холода. Я перестаю стучать зубами лишь после того, как стискиваю ртом загубник легочного аппарата. Проверив работу аквалангов, по сигналу инструктора мы начинаем погружение...

Сначала исчезает ощущение тяжести, постепенно вода между телом и гидрокостюмом согревается, превращаясь в своего рода теплый компресс; вместе с холодом уходит состояние полной беспомощности – мы начинаем медленное парение над покрытым водорослями и ракушками каменным хаосом морского дна.

В это время года под водой значительно уютнее, чем на поверхности: осень наверху – это весна в море. Нам то и дело попадаются ярко раскрашенные рыбы, стайками разлетающиеся в разные стороны, разнообразные водоросли, едва колышущиеся в потоке подводного течения, причудливые каменные ландшафты. Трудно поверить, что все это находится всего в нескольких десятках метров от набережной, где фланирует суетливая толпа.

Мой инструктор, опытный аквалангист, как никто знает этот совершенно особый мир, который он считает более богатым и интересным, чем мир «поверхности». По-видимому, он прав. В чем можно быть точно уверенным, это в том, что «безмолвным» этот мир назвать нельзя: давление воды на барабанные перепонки создает звенящий непрерывный шум, в котором постепенно начинаешь различать совершенно загадочные и таинственные звуки.

Постепенно каменный хаос прорезывается песчаными «полянами», и вскоре сплошное нагромождение камней сменяется «песчаной пустыней», уходящей в мрачную бесконечность. Еще несколько десятков метров – и в этой бесконечности появляется нечто такое, что вызывает бурный приток адреналина в кровь, – бесформенная куча обросшего ракушками и водорослями металла. Затонувшее судно? Так и есть: мы проплываем мимо искореженных остатков обшивки небольшого парохода или буксира, в нескольких метрах от него орудийный лафет и ствол 45-миллиметровой корабельной пушки.

Морское дно у побережья Крыма буквально усеяно такими следами морских катастроф. В данном случае перед нами «памятник» последней войны. Это советское судно погибло, по-видимому, в результате взрыва морской мины — обломки парохода разбросаны в радиусе десятков метров. Неподалеку отсюда остатки подводной лодки...

После соответствующего обучения, длящегося от нескольких часов до нескольких дней, увидеть то, что скрыто от глаз обычных людей, может, в принципе, каждый.

А увидеть есть что. Прежде всего это будоражащие воображение последствия крушений судов, начиная со средневековья и кончая нашим временем. В 20 мин. пути на яхте, почти от ялтинской набережной, – место гибели византийского судна, предположительно ХШ в., разбившегося в сильный шторм о прибрежные скалы. Поднятые в этом месте части керамики были идентифицированы в Ялтинском краеведческом музее. В Симеизе, недалеко от берега, лежит боевой самолет второй мировой войны, а неподалеку от Фороса – остатки российского парохода «Александр I», погибшего в прошлом веке. Совсем рядом с Ялтинским портом – свидетельство бури, бушевавшей совсем недавно, в 70-е годы – грузовое судно 50-метровой длины...

Впрочем, не хотелось бы создавать впечатление, что прибрежные воды Крымского побережья забиты железом. На мысе Мартьян и у скал Адалары в Гурзуфе можно увидеть такие подводные ландшафты, которые были бы достойны войти в лучшие фильмы Кусто. Еще замечательнее подводные гроты и пещеры мыса Ай-Тодор. На небольшой глубине можно проникнуть в подземные полости, протяженность которых достигает 50 м. Предполагается, что в античную эпоху уровень моря был на 5 – 10 м ниже нынешнего, и пещеры мыса Ай-Тодор находились на поверхности. Возможно, они были обитаемы. Сейчас это пристанище морских водорослей, животных и рыб. Местные жители непременно расскажут вам о том, что некогда здесь видели морское чудовище типа Лох-Несского. Глядя на черные дыры под Ай-Тодорской скалой, в это вполне можно поверить...

 

Источник: Журнал «Новый Крым. Курорты и туризм»