ДостопримечательностиРелигияМонастыри и церкви

Храм Трех всадников

Храм Трех всадников высечен в отделившейся от основного массива округой каменной глыбе; почти вплотную к ней – глыба меньших размеров, в которой вырублена ризница (кладовая); вокруг располагалось городское кладбище – некрополь. На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением – полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Храм этот воинский: воины, павшие в борьбе с неверными, причислялись к лику святых мучеников за веру. Можно предположить, сто здесь воины, перед тем, как отправиться в поход, получали благословение церкви. На такую мысль наводит само устройство этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти половину пространства: верующие входили в одну дверь и выходили в другую, в то время как в алтаре шла служба в память погребенных.

Первоначально здесь была сложная система оборонительных сооружений. У третьего марша дороги проходила передовая стена – протейхизма, огибавшая выступ скалы перед главными воротами. Между ней и обрывом размещалось еще двое ворот. Только овладев ими и разрушив протейхизму, противник мог подойти к главным воротам. Над ними возвышалась башня, от которой в обе стороны по краю плато шли крепостные стены, на западе и востоке упиравшиеся в боевые пещеры. Все эти укрепления были разрушены еще в раннем средневековье. Исследователи полагают, что первый разгром города произошел в конце VIII в. По-видимому, Эски-кермен был одним из очагов восстания против хазар в 787 г. Подавив восстание, хазары, вероятно, разрушили всю систему обороны города, и он какое-то время продолжал существовать как незащищенное открытое селение.

Похоже, именно об этом, как и об одной из попыток восстановления городских стен, говорится в «Записке греческого топарха» – таинственном литературном источнике Х в., где автор благоразумно не называет имен и географических названий.

Раскопки, которые велись здесь в 1933 г., вскрыли остатки одноапсидной часовни XI – XIII в. с высеченными внутри гробницами. Крепость Кыз-куле была разгромлена и сожжена во время известного набега Ногая в 1299 г. та же участь постигла и Эски-кермен.

Время превратило город в груды камней, прикрытые землей и зарослями, пощадив лишь многочисленные пещеры.

За местом, где находились городские ворота, высечен в скале коридор – это уже начало главной улицы, вдоль которой расположены разнообразные пещеры.

 

 

Источник: Т. М. Фадеева, М. В. Соколова. «Бахчисарай и его окрестности»